Ручные лебедки – это просто палочки-выручалочки. И машину вытянут, и на стройке мешки цемента помогут поднять. Какую ручную лебедку лучше выбрать – рычажную или барабанную? На что важно обращать внимание?
Где может понадобиться ручная лебедка?
Рычажная ручная лебедка
Барабанные лебедки
Червячные лебедки
Шестеренчатые лебедки
Грузоподъемность
Длина и материал троса
Передаточное число
Конструкция
Габариты и вес
Ручными лебедками больше всех интересуются автомобилисты. При езде по бездорожью это просто must have. Также инструмент используют в гараже и на стройках, когда надо работать с грузами. Изучаем, какую ручную лебедку лучше выбрать – барабанную или рычажную. Какой длины должен быть трос? Какая грузоподъемность лучше?
Где может понадобиться ручная лебедка?
Ручная лебедка – это достаточно простой механизм, но сфера применения у него широкая. Забегая наперед, отметим, что для работы в гараже и на стройке подойдет барабанная лебедка, а для автомобиля – лебедка ручная рычажная. Огромный выбор такого инструмента предлагает компания «Адванта-М», в наличии всегда масса моделей, представительства компании уже работают в 16 городах России. На сайте можно подобрать лебедку с необходимой грузоподъемностью и длиной каната, отфильтровать модели по другим параметрам.
Ручные лебедки используют:
чтобы вытащить завязшую машину . Лебедка должна быть в багажнике всех, кто хоть иногда ездит по неасфальтированным дорогам, ну а если однажды вы хорошенько завязли и долго ждали помощь, то уговаривать вас не надо. Также лебедки используют участники гонок по бездорожью;
чтобы переместить груз на небольшое расстояние ;
в гаражах и автомобильных мастерских;
при проведении строительно-ремонтных работ .
Рычажная ручная лебедка
Рычажная лебедка достаточно компактна, потому легко помещается в багажнике любой машины. Но автомобилисты полюбили такие лебедки не только из-за размеров, но и благодаря тяговому усилию, которое может достигать 5 т.
Сердце механизма – храповик – это колесо с упорными зубцами, в них и упирается фиксатор. Благодаря зубцам обратно ничего не проворачивается, обеспечивается нужное натяжение троса. Вам остается только работать рычагом, двигая его вперед-назад, как показано на видео ниже. Трос в этом время протягивается через механизм.
VIDEO
Самые серьезные нагрузки ложатся не на трос, и даже не на рычаг, а на раму. Потому при выборе рычажной ручной лебедки смотрите на толщину металла рамы – она должна быть не менее 3 мм.
Грузоподъемность рычажной лебедки от 1 до 5 т. При этом устройство достаточно компактное и прочное. Рычажные лебедки используют не только, чтобы вытащить автомобиль – они пригодятся и для подъема грузов. Например, на стройке такая лебедка подходит, чтобы поднять на крышу ведро цемента.
Несмотря на массу преимуществ рычажных лебедок, инженеры нашли способы, как их усовершенствовать . Так появились следующие виды лебедок:
с полиспастным блоком – это дополнительная деталь, которая позволяет повысить тяговое усилие лебедки, но при этом уменьшается расстояние до предмета, который необходимо тянуть. Сняв полиспаст, лебедка может тянуть предметы с более значительных расстояний, но с меньшим тяговым усилием;
с телескопической рукояткой – длину рукояти можно менять. Чем она длиннее, тем меньше нагрузка на руки, и тем выше тяговое усилие. Некоторые умельцы увеличивают рычаг самостоятельно, но удобнее пользоваться уже готовым решением;
с расширенным функционалом – такие лебедки дополнительно получают корозащитные стропы, крюки и прочие приспособления, которые делают лебедку более универсальной. Необходимые дополнения можно купить самостоятельно, не всегда имеет смысл переплачивать за расширенный функционал.
Барабанные лебедки
Барабанные лебедки максимально просты по конструкции. Их сердце – барабан, на который наматывается трос. Обязательный элемент – редуктор, он может быть шестеренчатым или червячным. Рычаг необходимо вращать, чтобы смотать трос.
Барабанные лебедки обычно имеют меньшую грузоподъемность, чем рычажные. Большинство моделей могут тянуть груз до 1 т, но встречаются и «монстры», для которых и 3 т – не проблема, правда и весят такие лебедки уже под 50 кг.
В зависимости от конструкции делятся на две большие группы – червячные и шестеренчатые.
Червячные лебедки
Преимущества :
конструкция позволяет быстро и просто застопорить лебедку, что положительно сказывается на безопасности;
разнообразие способов фиксации;
надежность.
Недостатки :
размеры – в багажнике среднестатистической легковушки хранить сложно, потому основная сфера использования – в гаражах и частных домах при необходимости что-то поднять или тянуть;
не подходит для больших тяжелых авто, т.к. механизм просто не справится с этим;
механизм боится попадания грязи, что усложняет использование и обслуживание.
Такие лебедки явно не подходят, чтобы вытаскивать авто из грязи и болота.
Шестеренчатые лебедки
Плюсы :
более простая конструкция, за счет чего они меньше в размере;
более низкая цена;
простота в эксплуатации и обслуживании.
Минусы :
размер барабана ограничен из-за размера самой лебедки, т.е. длина троса тоже ограничена;
из-за небольшого диаметра внутреннего барабана стальной трос будет сильно изгибаться, что быстро приведет к повреждениям;
сложности с укладкой троса на небольшой барабан, из-за чего лебедка может не работать при более-менее серьезных нагрузках.
При выборе таких лебедок особое внимание стоит уделить качеству храповика, поскольку за фиксацию троса отвечает именно он.
В целом барабанные лебедки лучше поставить в одном месте и пользоваться продолжительное время – в гараже или на стройке. Для условий проселочной дороги они не очень подходят.
Грузоподъемность
Выбирается в зависимости от максимального веса груза, который предполагается тянуть. Лучше брать не впритык – автомобилисты рекомендуют выбирать лебедку с двойным запасом по грузоподъемности . Иначе она будет все время работать на пределе возможностей, а отсюда – быстрый выходит из строя.
У рычажных лебедок грузоподъемность достигает 5 т, у барабанных – обычно не больше 1-1,5 т, но есть и те, что рассчитаны на 3 т.
Длина и материал троса
Длина троса всегда указывается в характеристиках. Особенно внимательными стоит быть при выборе барабанных лебедок – там максимальная длина троса ограничена размерами барабана.
В большинстве случаев хватит троса длиной 8-10 м. Во многих моделях трос как раз-таки около 10 м, но можно найти лебедки с тросом от 3 до 20 м. Максимальная длина троса зависит от его сечения (актуально для барабанных лебедок) – чем толще трос, тем меньше его поместится на барабане. Оптимальный диаметр троса – 6-8 мм.
Кстати, трос может быть и не совсем тросом, а лентой. Что лучше?
Трос имеет круглое сечение, не переворачивается при намотке, как лента. Ребристая поверхность может потребовать чуть больших усилий при работе. Трос может быть металлический или синтетический. В рычажных лебедках используется только трос, причем преимущества отдают стальному.
металлический трос более крепкий и надежный, но и более тяжелый. Со временем отдельные нити металла будут рваться и торчать, грозя поранить вам пальцы. Главная беда – металлический трос может порваться и нанести травмы, потому на него при работе лучше накидывать тросоутяжелитель.
синтетический трос мягче, легче, безопаснее, но дороже. Главный его минус – сложный уход. Трос периодически придется мыть, ведь он боится абразивных частиц, а зимой может впитать влагу, из-за чего витки между собой слипаются. Синтетические тросы делают из нейлона, капрона, полиэстера, арамижного волокна.
Ремень плоский и гладкий, из-за чего лучше скользит, но при навивке может перекручиваться, да и в целом менее надежный.
Цепь встречается редко, но по прочности и надежности не уступает тросу, используется в строительстве и там, где надо часто поднимать тяжелые грузы.
Передаточное число
Параметр, на который обращают внимание только профессионалы, которые планируют участвовать в гонках по бездорожью. Передаточное число – характеристика барабанных лебедок. Чем выше передаточное число, тем выше тяга и меньше скорость навивки. Есть модели, которые предусматривают несколько скоростей, и в зависимости от ситуации можно менять тяговое усилие и скорость навивки.
Конструкция
У качественной лебедки не будет никаких люфтов, заржавевших болтов, сомнительной сборки и т.д. В принципе, ручные лебедки не особо дорогие, и экономить несколько сотен рублей, рискуя своей безопасностью, — такое себе решение. Хорошо, когда качество сборки не вызывает вообще никаких вопросов. Сомневаетесь – проходите мимо.
Габариты и вес
Если планируете постоянно возить лебедку в авто, то эти параметры имеют большое значение. Чем выше грузоподъемность и длиннее трос, тем больше будет весить сама лебедка и тем больше места она будет занимать. Рычажные при одинаковой грузоподъемности будут намного легче и компактнее.
Напоследок оставим пожелание автомобилистам. Пусть вам никогда не пригождается ваша лебедка, но все же пусть она всегда будет лежать в багажнике.